Драгоценные камни - это богатство. В самом его чистом, неприкрытом, бесстыдном, если хотите, виде. Хотя на счет неприкрытого я погорячился - иногда оно прикрывается ювелирным искусством. Только, сколько ни прикрывайся, в оправе или без, драгоценный камень выражает богатство с непосредственной, почти детской прямотой: смотрите на меня, вот оно я, сверкаю. Даже не выражает, он богатство и есть. Этим камень принципиально не похож на все прочие символы благополучия: в отличие, скажем, от костюма или автомобиля его нельзя купить на распродаже, в отличие от золота он абсолютно лишен даже намека на практический смысл. И если бриллиантовая рука, в крайнем случае, возможна, то уж бриллиантовые зубы - никогда. Впрочем, некий практический смысл у драгоценных камешков все же имеется: им всем без исключения приписывают целебные свойства. Вот только почему-то не поворачивается у меня язык обозвать всех владельцев драгоценностей больными.
Драгоценная бабушка
Больные или здоровые, но все они, как учит история, - люди рисковые. Я не стану утомлять читателя пересказом знаменитых баек про "Кох-и-Нор" и "Великого Могола", "Голубой карбункул" и "Орлова", с мастерством, мне и не снившимся, описанных классиками, Стивенсоном, Конан Дойлем и прочими Акуниными. Эти печальные повести полны хитрости, предательства и смертоубийства. А на самом деле, бриллиант - ведь он что? Чистый углерод, стержень простого карандаша. К тому же, бриллианты уже лет пятьдесят умеют производить искусственно, а с некоторых пор производят вообще непонятно из чего. Американская фирма Life Gem ("gem" - по-английски "драгоценный камень") за умеренную плату берется превратить в этот самый камень - держитесь! - покойника. И фирма эта - вовсе не клуб любителей черного юмора, а самое что ни на есть солидное похоронное агентство. То есть, можно бриллианты получить от бабушки в наследство, а можно саму бабушку превратить в бриллиант. Огранить его по всем правилам и вставить в кулон или перстень, чтобы не расставаться с любимой бабушкой уже больше никогда. И распавшуюся семью со временем можно воссоединить - как раз в виде брошки, получится настоящая фамильная драгоценность.
Корона в долг
Доверять неразлучности ювелирного изделия и вставленных в него драгоценных камней тоже особо не стоит. Взять, к примеру, такой вселенский символ незыблемости, как Британская корона. И даже не в смысле династия или империя, а в самом что ни на есть прямом - та, что монарху на голову надевается. Вот уже триста лет, с коронации королевы Анны в 1702 году, камни для короны по особо торжественным поводам берут у ювелиров напрокат. А после, простите за выражение, выковыривают и сдают обратно. А на место камней вставляют стразы. Или вообще ничего не вставляют. Удивляться нечему: корона-то, в смысле власти, - ненастоящая. В 1820 году король Георг IV, дядя королевы Виктории, обратился в парламент с просьбой приобрести коронные бриллианты, чтобы монарх мог использовать свою корону в представительских целях. Парламент отказал. Не будем жалеть, однако, несправедливо обиженных британских венценосцев. Именно им принадлежат знаменитейшие драгоценные камни мира. Например, все тот же "Кох-и-Нор", который, по преданию, был вправлен в легендарный Павлиний трон индийского шаха Джахана, строителя Тадж-Махала. Или "Звезда Африки", украшающая королевский скипетр - самый большой в мире бриллиант (530,20 карата), вырезанный в свое время из самого большого из когда-либо найденных алмазов - "Куллинана" (3106 каратов). Этот самородок весом в полтора фунта распилили потом на девять больших камней и девяносто шесть маленьких.
Блестящее общество
Кстати, о бриллиантах и алмазах. Одержимость "королем камней" - явление относительно новое. И хотя алмазы известны с глубокой древности, до недавних пор фаворитами были сапфиры, изумруды или рубины. Дело в том, что алмаз - камень, из которого получают бриллианты, - это самый твердый из природных материалов. И обработка его - дело чрезвычайно технологичное и трудоемкое. Современный способ огранки бриллиантов изобрел венецианский ювелир Виченти Перуцци в конце XVII века. Бриллиант классической огранки имеет 57 граней, которые обеспечивают ему знаменитую "игру" - то есть, попросту, блеск. В древности верили, что алмазы приносят своим владельцам здоровье и власть и делают их непобедимыми. А вот популярность в современном мире объясняется в основном одним-единственным свойством бриллианта - блестеть. Поверьте, это не шутка - именно из-за бриллиантов высшее общество называют "блестящим".
Чьи-то лучшие друзья
Бриллианты, уверяет нас кинематограф, - навсегда, а к тому же они еще и лучшие друзья девушки. Удивительное дело, ведь XX век, казалось, сделал все возможное, чтобы доказать обратное. Начнем с девушек. Вообще-то, носить драгоценности полагается только им. Мужчине пристало украшать себя разве что запонками, фамильным перстнем или булавкой для галстука. Да и те многим сегодня покажутся какой-то неуместной нескромностью. А вот актер Ричард Бар-тон, дважды муж известной драгоценнокаменной фетишистки Элизабет Тейлор, носил огромный бриллиант вместо галстука. Или совсем другой человеческий калибр - лорд Сноудон, фотограф и светский лев. Этот весьма изысканный господин не меньше плебея Бартона любил и любит украшать себя каменьями, как рождественскую елку. Сих великих мужей, знатного эстета и знаменитого пошляка, можно в равной степени считать провозвестниками, да что там - крестными отцами пресловутой "голды". И хотя сегодня еще, пожалуй, рано говорить о возвращении средневекового ювелирного "унисекса", когда мужчины и женщины носили одинаковые ожерелья и броши, усыпанными камнями часами сейчас уже никого не удивишь. Но самое главное, чем больше бриллиантов принадлежит народу, тем меньше их значение в ювелирном искусстве. Великие имена и великие произведения в этой области связаны в XX веке в основном с недрагоценными материалами. Луис Камфорт Тиффани, уже один звук имени которого кажется синонимом бриллиантового блеска, вошел в историю как мастер стекла. Он же придумал использовать в дорогих украшениях такие странные субстанции, как вулканическая магма.Другой великий ювелир стиля ар-деко, француз Рене Лалик, тоже увековечил себя, если так можно выразиться, в стекле. И это при том, что работал Лалик на таких титанов, как Cartier, Boucheron или Vever, которых в нелюбви к драгоценным камням заподозрить ну уж совсем невозможно. Кстати, и самые знаменитые произведения великих ювелирных домов вовсе не связаны с бриллиантами классической огранки. Например, один из главных "хитов" Cartier - "индийское" колье из неограненных рубинов, изумрудов и сапфиров. Бриллианты в нем тоже присутствуют - они служат этим "природным" камням чем-то вроде культурного фона.
Тенденциозный подход
Ювелирное дело, будучи искусством прикладным, никогда не шагало в авангарде художественного процесса. Но и в хвосте не плелось тоже. Ювелирные тенденции всегда удобно размещались в русле передовой дизайнерской мысли каждой эпохи. На рубеже XIX-XX веков в сфере украшений царил стиль модерн с его маниакальным увлечением природными формами, а раз природные формы, то значит, в моду вошли самоцветы, а драгоценные камни мастера предпочитали использовать не классической, в высшей степени "искусственной" огранки, а резными. После первой мировой войны главным словом в сфере дизайна был конструктивизм, а главной школой - немецкий Баухаус, проповедовавший геометрическую аскетичность и призывавший выпячивать материал. Соответственно, броши и кольца как по команде превратились в круги и треугольники, а излюбленным способом обработки драгоценных камней стал кабошон - гладкая, правильная форма. В геометрически строгих, но при этом избыточно роскошных украшениях в стиле ар-деко, которые сегодня переживают что-то вроде ренессанса, научились мирно сосуществовать материалы самого разного "ценового уровня": скажем, весьма недорогой аметист и изумруд или, скажем, топаз и цитрин. А уже в послевоенное время Жан Шлумберже, создавший легендарные коллекции для Tiffany, объявил своей программой перенос акцента с драгоценного материала на художественную форму. А для такой формы хорош любой материал. Современные ювелиры с восторгом сочетают золото и железо, жемчуг и плексиглас. Ну а что же бриллианты? Традиционные украшения с ними, несмотря на все художественные инновации столетия, по-прежнему составляют незыблемую основу ассортимента ведущих ювелирных домов. Вот тут мы и вернулись к тому, с чего начинали. Все эти традиционные украшения, колечки и подвески, серьги и броши, часы и даже с некоторых пор корпуса мобильных телефонов - суть оправа для бриллианта. Бриллианта, который не низведен до роли "одного из материалов, обладающего такими-то свойствами", бриллианта в себе, в чистом виде, в его первозданной функции - гордо о себе заявляющего богатства. Поверьте, так называемое скромное колечко с бриллиантом - это нонсенс. Раз уж есть бриллиант, то какая тут может быть скромность.