Природные пигменты из минералов и их использование в церковном искусстве
Прочее / Природные пигменты из минералов и их использование в церковном искусстве
Природные минеральные пигменты, - это минералы, используемые в станковой живописи, главным образом в технике иконописи и фрески, в качестве основы для изготовления красок, после их растирания и разведения полученных цветных порошков в эмульсии на основе яичного желтка или (реже) на основе, приготовленной из других природных органических связующих материалов.
Ярко окрашенные минералы привлекали внимание человека с древнейших времён. Их использовали не только для украшений, но уже в глубокой древности научились делать из некоторых из них краски. По прошествии веков и тысячелетий не утратили свою первоначальную яркость и стойкость краски древних египтян, иудеев, греков и др. Первыми минеральными красителями стали железосодержащие охры широкой цветовой гаммы, лазурит ("ляпис-лазурь") и киноварь. Так, Бадахшанский лазурит для красок доставлялся Большим Караванным Путём в средневековую Европу, а оттуда уже и в Византию и в Россию, и был так высоко ценим, что обменивался купцами 1:1 на золото.
В истории развития русской художественной культуры, в искусстве иконописи минеральные краски заняли своё особое и очень важное место. В силу их многих уникальных качеств и в наши дни, несмотря на огромное предложение и ассортимент синтетических красителей, иконописцы широко пользуются минеральными пигментами в силу их стойкости, природной взаимной сочетаемости, мягкости и благородству оттенков.
Формы нахождения камней, пригодных для изготовления из них красок, очень разнообразны, а минеральная палитра иконописца многолика: минералы встречаются как в виде индивидуализированных эффектных кристаллических зёрен с ясно видимыми гранями, так и в виде разного рода скоплений микрозернистого строения, а часто и в некристаллических или аморфных образованиях, например - лимониты.
Для качества минеральной краски кристалличнсть исходного материала весьма важна. По этому признаку различаются два типа минералов-пигментов: кристаллические (киноварь, гематит, лазурит) и скрытокристаллические или аморфные (охры, лимонит, глауконит, порошковые оксиды марганца).
Кристаллическое сырье при измельчении даёт в различной степени просвечивающие осколки, ограниченные разноориентированными плоскостями поверхностей скола и естественнымх граней. В зависимости от их размеров, формы, взаимной ориентировки, прозрачности, а также некоторых оптических свойств, в том числе дисперсии, показателя преломления и других, создаются некоторые дополнительные (к собственному нормативному цвету краски) эффекты: блеск, игра света и т. д.
Древние иконописцы знали немало рецептов смешивания минералов при приготовлении красок, добиваясь зачастую поразительных эффектов глубины тона и внутреннего свечения, когда в рисунке, например, фрагмент или деталь чёрного, коричневого или тёмно-зелёного цвета за счёт самой малой добавки в краску определённого минерала приобретает объёмность и неожиданно словно оживает, и кажется, что будто бы красочная поверхность светится.
В иконе весьма важна прозрачность красочных слоёв. Большинство синтетических, приготовленных как правило из акриловых составляющих или с добавлением соединений кадмия, красок (помимо того что они для иконы излишне яркие, отчего часто режут глаз) этому требованию не удовлетворяют и написанные ими слои смотрятся "глухими" или вызывающе-яркими. Измельчённые же минералы способны наряду с сочными и вместе с тем мягкими для глаза и органично совместимыми друг с другом цветами давать проницаемые для света красочные слои. Через которые световой луч проходит насквозь и, многократно преломляясь через микрокристаллы, создаёт эффекты глубины и внутренней подсветки.
Существует определённый набор признаков, необходимых для использования минерала в качестве краски. Для минералов-пигментов важнейшим из них является цвет минерала в порошке (геологи называют это свойство "цвет черты" и используют его для визуальной диагностики минералов); цвет тонкого порошка для конкретно взятого минерала всегда постоянен, в то время как в массивном куске или в кристаллах он может быть совсем другим или во всяком случае сильно варьировать в зависимости от многих случайных причин.
Так, некоторые сочноокрашенные камни, например - амазонит, нефрит, жад, бирюза, гранаты, изумруд и тд., при растирании дают порошок белого(серого) цвета и потому для краски абсолютно непригодны.
Хрупкость и низкая твёрдость определённых минералов значительно облегчают их измельчение для приготовления красок: они легко растираются в обычных ступках или на специальных приспособленных для растирания минералов матовых поверхностях, представляющих из себя в тех или иных модификациях две шероховатые стеклянные плоскости, между которыми и происходит растирание(обычно не всухую, а на воде). Окраска некоторых из минералов - пигментов может меняться также в зависимости от степени их измельчения и способа растирки. В некоторых случаях интенсивность конечной краски оказывается тем ярче, чем крупнее зерно, но это не может рассматриваться как универсальное правило.
После растирания минерала полученная в итоге красящая пудра разводится в разбавленном водой яичном желтке (при этом желательно использовать деревенское, а не инкубаторское яйцо) с добавлением капли уксусной кислоты, и краска, называемая "яичная темпера", готова. Использовать её следует предельно быстро, так как в жидком виде она не может долго храниться и может в течении 1-2 суток протухнуть. Для настенных росписей, называемых "фресками", вместо желтка используется, как правило, яичный белок.
Пригодные для использования в качестве пигментов минералы относятся к различным кристаллохимическим классам:
По своей метафизической сущности изображение на иконе должно быть отнюдь не тем-же самым, что писаный масляными красками, например, портрет. Второе - как бы лежит на плоскости и привязано к ней. Оно целиком и полностью "от мира сего". В противоположность этому первое - должно создавать у смотрящего на икону ощущение бесконечной пространственной глубин и перспективы. Глубины, оторванной от сиюминутной реальности и уводящей в мир "астральный".
На иконе нет светотеней, но человеческая плоть постепенно наполняется Божественным Светом, который и воплощается в форму. Настоящая икона подобна окну из нашей бренной реальности во вневременное Божественное пространство, в котором пребывают образы Святых, на ней изображаемые. И для максимального воплощения этой глубинной сущности иконы, её по сути предназначения, подбирались веками адекватные изобразительные средства, технические приемы и материалы. В частности, пигменты. И не случайно такими пигментами стали именно минералы.