Новости / Аналитика / Опережающее развитие российской экономики - Роль, место и ориентиры для горнорудной отрасли
22.05.2015
Опережающее развитие российской экономики - Роль, место и ориентиры для горнорудной отрасли
С начала 2015 года Российское правительство приступило к реализации концепции «опережающего развития». В статье автор попытался высказать своё мнение о процессах, происходящих в горнорудной отрасли РФ, и о том, за счёт чего и при каких условиях возможно улучшить ее состояние.
Ситуация неопределённости в мировом горнорудном производстве стала доминирующей и исключает готовые стандартные решения и действия. Для адаптации к изменяющимся условиям компании должны сделать ставку на опережающее развитие. Это, прежде всего, означает пересмотр устоявшихся шаблонов и создание бизнес-моделей, которые обеспечат не только выживание, но и устойчивое развитие. Управление горным проектом в современных экономических условиях подразумевает, прежде всего, наличие профессиональной команды и применение передовых технологий и методов производства, позволяющих получать максимальные результаты. В нынешней ситуации для России, как и для других ведущих стран мира, помимо решения относительно краткосрочных задач выхода на предкризисный уровень экономики, нерешённым вопросом является формирование принципиально новой модели экономического роста, нацеленной на опережающее развитие и реализацию внутреннего потенциала страны. Существует понимание, что ни одна из современных экономик не может обеспечить устойчивый рост без крупных, доступных и безопасных источников сырья. В частности, четыре крупнейшие экономики мира – США, Китай, Япония, ФРГ – разработали и внедрили стратегии в этой области. Судя по заявлениям первых руководителей государства, Россия пока находится в состоянии поиска новой экономической модели, которая придёт на смену исчерпавшей свой потенциал «энерго-сырьевой», т.к. очевидно, что она «не может дать ни устойчивого роста, ни стимулов для инвестиций в реальное производство». Однако ни закон о недрах, ни стратегия развития геологической отрасли до 2030 года не дают чёткого представления о целях и задачах Российского государства в отношении горнодобывающей отрасли.
В правительстве «прощупываются» прорывные направления. Роль экономического катализатора определена за ТОРами (территориями опережающего развития Дальнего Востока), где сконцентрировано до 70-90% минерального сырья, но нет инфраструктуры. Чтобы развить эти территории, правительство намерено обеспечить их инфраструктурой и, тем самым, сделать разведку и разработку расположенных там месторождений более дешёвой, а значит – доступной.
В логике правительства есть здравое зерно: если государство хочет, чтобы были рабочие места, и поступали налоги в казну, нужно сделать так, чтобы частным компаниям было выгодно вкладывать в недра длинные деньги. Но сделать это сейчас в России крайне непросто по двум причинам. Первая – общеотраслевой кризис, связанный с сокращением спроса на металлы. Вторая – последствия антироссийских экономических санкций из-за конфликта на Украине. В итоге горные компании практически лишились доступа к традиционным источникам финансирования. Из-за недоверия инвесторов компании не могут привлекать деньги на международных фондовых биржах. Привлечение банковских кредитов стало проблематично. Госсредства тоже стали ограничены.
В этой ситуации государство и бизнес должны разделить сферы своей денежной и социальной ответственности. Первый ключевой вопрос – кто и за что будет платить для того, чтобы горнорудный бизнес в России как минимум продолжал своё существование, а желательно еще и развивался. Второй ключевой вопрос – кто и за счёт чего будет зарабатывать. Государство заинтересовано в том, чтобы получать максимум налогов и обеспечивать социальную стабильность. Бизнес заинтересован в получении прибыли. Поэтому необходимо договариваться.
Договариваться придётся по следующим вопросам:
1. Разведка:
Какие виды работ готово оплачивать государство, а какие должен взять на себя бизнес?
При каких условиях бизнес будет готов взять на себя больше расходов?
2. Принципы регулирования:
Где должно действовать общее правило, а где – частный случай? Какие обстоятельства могут стать критерием «частного случая»? Как формально должно закрепляться «правило частного случая»?
Где заканчивается зона ответственности государства и начинается зона свободы компании? Что государство имеет право и должно регулировать, а что входит в компетенцию (профессиональную и финансовую) бизнеса?
Каковы процедуры для изменения существующих «правил игры»? Насколько просто и быстро они могут меняться (какие именно и с какой именно простотой)? Где начинается сфера инициативы бизнеса в области регулирования отрасли? Каковы механизмы, которые позволяют бизнесу донести свои инициативы до регулятора?
3. Господдержка
При каких обстоятельствах и сколько государство готово заплатить за то, чтобы у бизнеса был более дешёвый старт для развития производства (подготовлена дорожная инфраструктура, разработаны механизмы налоговых льгот и предоставления длинных денег)?
При каких обстоятельствах и на каких условиях государство готово предоставлять свою поддержку? Что государство готово предложить всей отрасли, что – регионам, а что – компаниям, которые готовы предложить государству что-то (и что именно? какие критерии?) взамен? Что бизнес готов предложить государству в обмен на льготы и поддержку?
Какая доля «господдерживаемого пирога» достанется именно горнорудной отрасли?
Кто и как будет определять уровень достаточности господдержки?
4. Взаимодействие с внешними игроками
Каковы механизмы помощи государства своему бизнесу во взаимодействии с внешними 1)инвесторами, 2)потребителями, 3)финансовыми институтами?
Какова стратегия государства в балансе импорта и импортозамещения? Как долго и в каком денежном объёме, прямо или косвенно государство готово поддерживать собственных производителей? Готовы ли производители конкурировать с внешними поставщиками даже после того, как государство решит снять свою поддержку импортозамещающим производителям?
Кто стратегические партнёры России в нынешних условиях?
Как российскому бизнесу выстраивать взаимоотношения с компаниями и госструктурами в условиях более жёсткого отношения к России? Насколько на самом деле существует более жёсткое и осторожное отношение к российским компаниям в связи с конфликтом на Украине? Где такого отношения нет?
Готовых решений в индустрии нет. Выход на докризисные позиции и дальнейшее развитие горной отрасли будет зависеть от активности бизнеса и правильной расстановки вопросов в диалоге с государством.
Затронутые в статье проблемные вопросы будут обсуждаться на 11-м горнопромышленном форуме МАЙНЕКС Россия, который состоится в Москве 6-8 октября 2015.
Организаторы осознают необходимость постоянного движения и перемен, поддерживающих практическую направленность форума. В связи с этим оргкомитет форума обращается ко всем, кому небезразлична дальнейшая судьба российской горной отрасли и кто готов представить на общее обсуждение свои идеи, предложения и решения в виде авторских статей и презентаций.
Для этой цели на сайте форума открывается «Российский горный блог». На основании наиболее интересных статей и презентаций в рамках форума будут формироваться круглые столы и сессии. На форуме авторы смогут рассказать о проблемах, которые они подняли в своих статьях. Кроме того, они смогут расширить свою аудиторию, благодаря онлайн-видеотрансляции на канале МАЙНЕКС-ТВ в YouTube.
А. Н. Поляков, управляющий директор, горнопромышленный форум МАЙНЕКС Россия
Контакты оргкомитета в Москве ООО «Горный Клуб» Тел/Факс: + 7 (495) 249 49 03
В прошлом году в геологоразведку вложено 450 млрд руб., а до 2030 г. предполагается проинвестировать более 50 млрд. Это нацелено на восполнение запасов сырья. »»»
Россия занимает второе место по запасам редкоземельных металлов. Совокупный объем составляет 28,5 млн т. Большая часть месторождений сосредоточена в Мурманской области. »»»
Исходя из текущего спроса на литий предполагается, что прогноз в рамках Стратегии развития металлургического комплекса окажется завышенным. В связи с этим обсуждаются ее возможные изменения. »»»
К 2030 г. власти России планируют повысить объемы добычи редкоземельных металлов до 50 тыс. т. Это позволит сократить импорт сырья до 45% с текущих 75%. Данные планы приурочены к развитию производства материалов на основе редкоземельных металлов. »»»
Аналитики прогнозируют дефицит урана, который особо интенсивно проявится в западных странах. Это связано, с одной стороны, с растущим потреблением сырья ввиду развития атомной энергетики, с другой, с изменением из-за геополитической обстановки его поставок в пользу восточных государств. »»»
Спрос на литий в России десятикратно отстает от предварительных оценок. Это связано, прежде всего, со снижением прогнозных данных по производству электромобилей. »»»
Каспийский регион обладает значительными запасами углеводородов. Данные страны в последние годы активно развивают добычу газа, хотя имеют традиционный нефтедобывающий профиль. Ведущую позицию по основным показателям среди них занимает Казахстан. »»»
В 2024 г. стоимость янтаря продолжила расти. Повышение достигло 24%, что стало лучшим показателем за последние 8 лет. Данная тенденция обусловлена увеличением конкуренции между компаниями-переработчиками. »»»
Индекс отслеживания стоимости алмазов фантазийных цветов, запущенный в 2014 г., проявил наибольшее снижение в 2024. При этом цена белых бриллиантов упала значительно сильнее. Из цветных в наибольшей степени подешевели желтые, меньше – синие и менее всего – розовые. »»»