|
Главная | Минералы | Месторождения | Новости | События | Информация | Коллекции | Магазины | Тендеры | Форум |
Новости / Серьезные разногласия по распределению водно-энергетических ресурсов в бассейне рек Нарын-Сырдарья 29.09.2008 Серьезные разногласия по распределению водно-энергетических ресурсов в бассейне рек Нарын-СырдарьяТо, что переговоры, прошедшие в г.Алматы 9-10 сентября с.г. по вопросам использования водно-энергетических ресурсов между делегациями Узбекистана, Казахстана и Кыргызстана зашли в тупик, свидетельствует о наличии серьезных разногласий по распределению водно-энергетических ресурсов в бассейне рек Нарын-Сырдарья. Прежде чем перейти к анализу данной ситуации, было бы уместно упомянуть вкратце о сути проблемы. Как известно, все разногласия между странами связаны с использованием воды Токтогульского водохранилища. После распада Советского Союза Кыргызстан в одностороннем порядке и вопреки требованиям других стран – водопользователей в низовьях бассейна рек Нарын-Сырдарья перевел работу этого водохранилища из ирригационного в энергетический режим. Это в переводе на язык простых дехкан означает, что кыргызские энергетики в вегетационный период, то есть в период полива сельхозкультур накапливают воду в водохранилище для выработки электроэнергии в зимнее время, тем самым создают искусственный дефицит воды, чем наносят огромный экономический урон соседям. Естественно, такое наплевательское отношение к интересам соседних республик вызывает их справедливое возмущение. В этом виноваты, в первую очередь, такие чиновники кыргызского правительства, как министр промышленности, энергетики и топливных ресурсов Кыргызстана Сапарбек Балкибеков, которые не перестают вытворять странные вещи. Этот министр после первого же заседания в Алматы поспешил обвинить власти Узбекистана за требование признать кыргызской стороной эти реки как трансграничные, и он посчитал это требование «неприемлемым политическим условием». Г-н Балкибеков пытается аргументировать свое обвинение тем, что, мол, Кыргызстан не подписывал никаких международных конвенций, и соответственно не брал на себя никаких обязательств по этому поводу и это позволяет ему делать все, что заблагорассудится, даже обращаться с водой как с собственностью. Еще он кичится тем, как нарушает договоренности с Узбекистаном: «Хотя у Кыргызстана были обязательства перед Узбекистаном, мы приостановили экспорт. Не стали выполнять условия договора. Кыргызстан обещал дать 1 миллиард 300 миллионов кубов воды, а фактически слил 841 миллион». Но инцидент, произошедший на таджико-кыргызской границе весной этого года из-за перекрытия кыргызами воды, когда 150 жителей таджикского района Исфара во главе с губернатором и в сопровождении таджикской полиции прорвались через границу в Баткенскую область Кыргызстана и попытались разрушить дамбу, говорит о правильности подхода узбекской стороны к решению этой проблемы. Такое своеволие и нежелание идти на компромисс кыргызских чиновников может привести к непредсказуемым последствиям. Даже кыргызские СМИ признают, что такое поведение министра С.Балкибекова обостряет и без того непростую ситуацию по водопользованию между странами региона. По мнению корреспондента веб-сайта Белый парус» (www.par.kg) Елены Авдеевой, не стоит удивляться позиции Узбекистана по этому вопросу: «Никакая она не злостно-политическая, как это пытается представить член нашего правительства (Балкибеков), а как раз чисто экономическая – и весьма понятная в данной ситуации. Узбекистан настаивает, чтобы Кыргызстан признал трансграничный характер реки Сырдарья. Если отбросить все намеренно нагнетаемые против Ташкента негативные эмоции, - требование весьма логичное». Балкибекову нет дела не только по поводу общественного мнения, но до жесткой установки премьера И.Чудинова «искать возможности и договариваться» с Узбекистаном. Судя по пресс-релизу по итогам совещания по вопросам энергетики, сельского и водного хозяйства, состоявшемся 18-19 сентября в Алматы, распространенном пресс-службой г-на Балкибекова, есть о чем договариваться между сторонами. Оказывается, не только Узбекистан зависит от воды, поступающей с территории Кыргызстана, но и Кыргызстан зависит от узбекского газа. Но все это в пресс-релизе излагается в унизительной форме для узбекских властей. По всей видимости, не без подачи неугомонного министра вкралась в текст пресс-релиза фраза о том, что якобы участниками совещания отвергнуто «заявление Узбекистана о необходимости признания трансграничности рек Сырдарьинского бассейна». Далее пишется в нем, что «узбекской стороне поручено принять меры по соблюдению графиков поставок природного газа в Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан в соответствии с заключенными договорами, также рассмотреть вопрос дополнительной поставки природного газа на ТЭЦ г.Бишкек в объеме 250 млн. м3 в IV квартале 2008 года и I квартале 2009 года». Возникает резонные вопросы: если узбекская сторона не принимала участие на этом совещании и она не уполномочивала участников принимать какое-либо решение от ее имени, как они умудрились так «озадачить» официальный Ташкент, поручая соблюдение графиков поставок газа? Когда узбекские власти требуют признания этих рек трансграничными, то их требование отвергают с ходу, а когда газ нужен, «поручают соблюдение графиков поставок»? И наконец. Почему-то совещание прошло в Алматы, а по его итогам делает заявление только кыргызская сторона, причем в выгодном для нее свете. Почему-то поиски виновных на стороне за собственные же упущения стало, чуть ли не единственным способом выживания для кыргызских чиновников. Особенно в этом преуспевают энергетики во главе с тем же Балкибековым. Они сетуют, что, мол, не в состоянии обеспечить собственный народ электроэнергией из-за соседей, которые требуют воды летом. Но, по словам бывшего секретаря Совбеза Кыргызстана, ныне видного общественно-политического деятеля Мирослава Ниязова, перебои с обеспечением населения Кыргызстана возникли не из-за маловодья, а бесхозяйственности кыргызских властей: «Ту воду, что ложками собиралась в годы Советской власти, мы ведрами выплескали за годы самостоятельного правления». Отвечая на вопросы кыргызского информагентства АКИпресс, он так описывает их расхлябанность: «Мы живем в удивительной стране. Производим электроэнергии в три раза больше внутренних потребностей, а сидим без света». Косвенным доказательством его высказываний является то, что кыргызские энергетики продают электроэнергию в соседний Казахстан и южные области России, держа бедное население на голодном пайке. Может, причина необоснованных обвинений в адрес Узбекистана кроится в попытках энергетиков скрыть концы своих темных делишек в воду? Иначе, как объяснить причину их отказа от предложения директора Научно-информационного центра Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии (МКВК), профессора В.А.Духовного по взаимной компенсации электроэнергии на заседании Министерства промышленности, энергетики и топливных ресурсов Кыргызстана 16 марта с.г. Он предложил интересную и, самое главное, взаимоприемлемую схему: «Узбекистан и Казахстан компенсируют каждый в соответствующих пропорциях не газом, не углем, а именно электроэнергией – в том же количестве и по той же цене», то есть «сколько и по какой цене взяли электроэнергию летом для получения воды – столько же и по такой же цене – отдали электроэнергию зимой». Эту идею поддержали все участники заседания… кроме кыргызских энергетиков. Выходит, дело не в нехватке ресурсов для обеспечения населения электроэнергией, а в излишней коммерциализации этой сферы в погоне за сиюминутной выгодой. Тем самым они наносят ущерб экономикам не только соседних стран, но и вредят собственному народу. А для оправдания испытанный рецепт всегда под рукой: виноваты соседи. Неужели они не знают, что такой способ обмана или даже самообмана может быть эффективным лишь до поры до времени...
|
|