Асфальт включает 2 основных компонента: заполнитель или щебень и скрепляющий его битум, представляющий собой смолистый побочный продукт нефтепереработки. Разрушение дорожного покрытия происходит вследствие разрушения битума: со старением, и подвергаясь воздействию факторов выветривания, он растрескивается. Транспорт расширяет трещины и откалывает края, превращая их в чашеобразные впадины.
Новый проект посвящен разработке самовосстанавливающегося асфальта. Он основан на естественных системах такого рода вроде древесной коры. Ввиду отсутствия подобных технологий для выяснения потенциальных путей ее реализации ученые использовали ИИ: Google Cloud раскрыл процесс разрушения битума и определил материалы, способные придать свойства самовосстановления.
По результатам в качестве такого компонента асфальта выявлены споры плауна булавовидного (lycopodium clavatum). Ввиду способности к быстрому расширению ранее их использовали при изготовлении фейерверков, бенгальских огней, вместо магния в фотографии. Исследователи предполагают совместить споры с масляными восстановителями асфальта. По их мнению, такая технология позволит удалить небольшую трещину менее чем за час.
Ученые утверждают, что внедрение самовосстанавливающегося асфальта позволит сократить выбросы углекислого газа за счет снижения частоты ремонтных работ, т. к. при производстве данного материала происходит его выделение в количестве 40-75 кг/т.