Каталог Минералов
 
Новости / Планета Земля / Навеки застывший лед. Горный хрусталь в собрании Эрмитажа

обсудить на форуме



16.06.2006

Навеки застывший лед. Горный хрусталь в собрании Эрмитажа


Выставка "Навеки застывший лед. Горный хрусталь в собрании Эрмитажа" представляет зрителям произведения, выполненные из горного хрусталя и тех разновидностей кварца, которые являются его ближайшими "родственниками": дымчатого кварца и аметиста. Впервые вместе выставлены наиболее значимые в художественном отношении изделия, хранящиеся в различных отделах музея. Широкий охват представленных памятников - от V в. до н.э. до начала ХХ столетия - дает возможность наиболее ярко продемонстрировать достоинства резчиков различных школ, стран и эпох; сравнить своеобразие методов и художественных приемов обработки этого удивительно прекрасного и теплого "ледяного" камня. Используя печать на холсте можно оставить себе прекрасный сувенир с этой выставки.

Самыми ранними являются работы античных мастеров: геммы, амулеты, подвески. Именно они первыми достигли высот в художественной обработке столь твердого минерала. Зрители могут увидеть работы резчиков Гилла, Памфила, выполненные ими собственноручно или в их мастерских.

Изделия мастеров арабского Востока представлены резными сосудами, печатями и предметами вооружения. Исламский мир на долгое время был центром резьбы по горному хрусталю и, переняв древние традиции, вновь "познакомил" Европу с изготовлением драгоценных сосудов. Некоторые работы восточных мастеров позднее были заключены в европейскую оправу и получили иное, новое назначение. Примером этому является сосуд, хрустальное тулово которого, выполнено в X веке в Египте, а ножка и золотая с полихромной эмалью оправа - в конце XVI века в Италии.

Произведения западноевропейских мастеров в коллекции Эрмитажа многочисленны и разнообразны. От эпохи средневековья до нас дошли, в основном, хрустальные изделия культового назначения: кресты, реликварии, подсвечники. В них минерал приобретал мистическое значение как вместилище божественного света. Искусство Нового времени представлено резными сосудами: чашами, кубками, кувшинами и вазами, эскизы к которым делали крупнейшие художники эпохи Возрождения. Кроме того, Ренессанс представлен на выставке гордостью нашего собрания - великолепными инталиями итальянских резчиков Валерио Белли и Джованни Бернарди.

Большое распространение резных произведений в Италии, особенно в Милане, было продиктовано близостью Альп с огромными запасами горного хрусталя высокого качества: чрезвычайно прозрачного, без трещин и посторонних включений. Именно такие куски выбирались резчиками как основа будущего произведения. Стенки сосудов вырезаны так тонко, что современному зрителю трудно представить, что это камень, а не выдувное стекло. Две крупнейшие династии резчиков - Мизерони и Саракки - составили славу искусству резьбы по твердым камням не только в Италии, но способствовали затем формированию национальных художественных школ.

Коллекции изделий из хрусталя являлись гордостью крупнейших дворов Европы, доступ к ним имели лишь избранные. Резные сосуды, как правило, не использовались утилитарно, а служили украшением сокровищниц, кунсткамер или дипломатическими подарками. В собрании Государственного Эрмитажа имеются предметы, принадлежавшие кардиналу Альдобрандини, Петру I, Фридриху I, Августу Сильному, Анне Клевской, Яну Собесскому, Фридриху Вильгельму.

В XVIII веке традиции художественной обработки хрусталя в странах Западной Европы постепенно затухают; хрусталь используется для изготовления коробочек - табакерок и подвесок для люстр. На смену хрусталю приходит художественное стекло, более дешевое и легкое в обработке. Лишь в России, где в XVIII веке только начали добывать и обрабатывать минерал, появляются интересные произведения, выполненные местными резчиками. На выставке представлены геммы, сосуды, серия обелисков, переносные и настольные печати работы русских мастеров. Художники фирмы Фаберже последними на рубеже XIX и XX столетий обратились к художественной обработке хрусталя, вдохнув новую жизнь в казалось бы обычные предметы.

Самостоятельный раздел выставки составляют произведения китайских резчиков династии Цин. Местные мастера вкладывали в свои изделия глубокий смысл, и потому китайские изделия полны символики и магических подтекстов.

К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог, выпущенный издательством Государственного Эрмитажа. Автор вступительной статьи и научный редактор каталога, а также автор концепции выставки - Костюк О.Г., старший научный сотрудник и главный хранитель по прикладному искусству Отдела истории западноевропейского искусства.



Читайте новости Каталога Минералов на Яндекс
обсудить на форуме



новости из рубрики Планета Земля



  • Моя коллекция
  • Добавить образец
  • Добавить месторождение
  • Предложить новость
  • Управление рассылкой
  • Профайл