|
Главная | Минералы | Месторождения | Новости | События | Информация | Коллекции | Магазины | Тендеры | Форум |
Новости / Нефть против птиц 26.11.2007 Нефть против птицПо данным космического мониторинга, нефтепродукты, вылившиеся из судов, потерпевших бедствие 11 ноября, распространились в акваториях Азовского и Черного морей на площади более 100 квадратных километров. Добровольцы, прибывшие на место экологической катастрофы, отмывают несчастных птиц, слипшихся от нефти, специальными растворителями и моющими средствами. При этом специалисты по биоресурсам моря предупреждают, что применение химических моющих средств может лишь усугубить ситуацию, поскольку они способствуют растеканию нефтяных пятен. Скептически относятся к помывочной процедуре и орнитологи. Спасать птиц, конечно, гуманно, однако насколько может помочь такая «баня»? Специалисты сходятся во мнении, что эта процедура бесперспективна. Как показывает опыт, после подобных мероприятий выживает не более 1% птиц. Впрочем, и они в скором времени гибнут. Вместе с нефтью с оперения смывается естественная жировая смазка, поддерживающая необходимый термический режим. Без нее птица не защищена от воды, от переохлаждения. На Кубани сейчас создаются полигоны для утилизации нефтепродуктов и погибших птиц. Миграция птиц пока, к счастью, не достигла своего пика - тогда бы счет потерь шел на миллионы. Но разве не шокирует гибель как минимум 30 тысяч пернатых, о чем уже предупредил «Союз охраны птиц России»? Справедливее было бы поставить невинно убиенным крылатым памятник на берегу Керченского пролива. Один такой памятник «человеческой глупости и алчности» уже есть - в американском штате Висконсин, где до сих пор не могут забыть странствующих голубей, истребленных в начале прошлого века ради денег, которые платили за них гурманы. Шкала милосердия человеческой цивилизации сегодня, конечно, выше. В цивилизованных странах приняты законы, определяющие меру ответственности за негуманное отношение к животным. Однако уничтожать можно разными способами - например, с помощью нефти. Нефть губит птиц, конечно, не только в России. Она стала беспощадно уничтожать пернатых (как и других животных) повсюду в мире, как только интенсифицировалась добыча «черного золота». Танкеры превратились в злейших врагов моря. В 1952 году разлив нефти с борта «Герд Меркс» погубил до 500 тысяч птиц в устье Эльбы, а крушение танкера «Тори Каньон» у берегов Нормандии (1967 г.) уничтожило от 40 до 100 тысяч птичьих особей на обоих берегах Ла-Манша. В результате столкновения танкеров «Форт Меркер» и «Пендлтон» (американский штат Массачусетс) зимняя популяция гаги уменьшилась на 350 тысяч особей. От разлива 600 тонн жидкого топлива с борта «Гамильтон Трейдер» в Ливерпульском заливе погибло до 10 тысяч птиц (1969 г.). Японский танкер Erika раскололся надвое и затонул во время шторма у берегов Франции (1999г.) - в море вытекло 15 тысяч тонн мазута. Счет погибших птиц шел на тысячи. Крупнейшая техногенная морская катастрофа произошла в ноябре 2002 года близ берегов Испании и Португалии, когда сел на мель и затонул греческий танкер «Престиж», а в море вылилось несколько тонн нефти и около 800 тысяч галлонов дизельного топлива. Аварии, связанные с разливом нефтепродуктов, неоднократно случались (и продолжают случаться, как мы видим) и с российскими судами. И во всех случаях птицы становились жертвами. Сегодня две трети всей нефти, используемой в мире, доставляется по воде, только за один 2006 год морским путем ее перевезено 2,4 млрд. тонн. Следовательно, по теории вероятности и по закону больших чисел, аварии просто нельзя исключить. А значит - морские и прибрежные экосистемы остаются зоной постоянного риска. Международное сообщество, конечно, принимает меры: подписаны десятки договоров, конвенций, соглашений, смысл которых направлен на гармонизацию человеческой деятельности и жизненных интересов морских экосистем. Считается, что количество катастроф танкеров неуклонно снижается. По данным Международной Федерации Владельцев Танкеров, (International Tanker Owners Pollution Federation), если в 1970 годы произошло 252 аварии с серьезным разливом нефти, то с 2000 по 2006 годы их было только 17. Идет вперед и судостроение: по данным 2005 года, 75% кораблей мирового танкерного флота было изготовлено с применением технологии «двойной корпус». Наиболее радикальные меры против нефтяных разливов приняты в США: согласно постановлению Конгресса, с 2015 года в территориальные воды этого государства смогут входить только те танкеры, у которых двойной корпус. Подобное решение готовится и в Евросоюзе. А в России собственникам судов пока разрешают действовать без всякой цивилизационной культуры - пренебрегая техническими гарантиями, экологическими сертификатами, действуя на «авось». Что говорить, компании, реализующие нефтяные проекты, привыкли смотреть на экологические проблемы как на помеху бизнесу, и только. Миграционные и зимовочные скопления птиц часто соседствуют с нефтью, ее терминалами и маршрутами транспортировки. Сверкающие на поверхности моря нефтяные пятна манят любопытных пернатых. Но лишь однажды присев на такое пятно, птица обречена: нефтяная грязь снижает плавучую способность, сковывает полет. Если перья на груди птицы «испачканы» нефтью даже на величину детской ладони, ее ждет мучительная смерть.
|
|