Каталог Минералов
 

Процесс изготовления изделий


Минералы и горные породы / Описание минерала Гагат
обсудить на форуме

Старатели, доставляя гагат в Уитби, продавали его купцам-заготовителям, среди которых были Уильям Томпсон, Томас Холл, Элиша Уолкер, Джордж Хоппер и Реймонд Пегуеро. Последний из названных — испанский купец, поставщик гагата, доставлял его в Уитби из Испании. Во время одного из визитов он влюбился в местную девушку, женился на ней и открыл в Уитби свое дело.

Эти люди имели склады, где хранились запасы гагата, пока на них не возникал спрос. Поставщики гагата занимались его сортировкой с учетом качества сырца, размера и крупности кусков. Затем хозяин мастерской приобретал у купца-поставщика такой гагат, какой ему требовался в данный момент.

В мастерской распределением гагата-сырца между работающими занимался старший мастер. Это была очень важная и ответственная работа. Каждый кусок гагата-сырца тщательно оценивался по качеству, отсутствию трещин и размеру, чтобы решить вопрос о том, что можно из него сделать. Небольшие куски низкого качества шли на изготовление бус. Для камей требовался достаточно толстый, без изъянов кусок гагата, а для монограмм можно было использовать очень тонкие кусочки.

Исключительно высококачественный гагат применяли для таких изделий, как, например, бюсты и портсигары, которые зачастую сложно было просверливать. Некоторые из старших мастеров слыли талантливыми скульпторами. Так, Джаспер Бингант был старшим мастером у Чарлза Брайана, а Джон Хидлам — у Вильяма Райта. Из других широко известных старших мастеров следует упомянуть Чарлза Пирсона, Джорджа Робинсона и Джонатана Шорта.

Как известно, добытый гагат-сырец имел пленку, или корочку, из шпата сине-коричневого цвета, унаследованную от сланца, в котором он образовался. Особенно высоко ценился гагат, обладавший синей пленкой из-за квасцовой глины. Такой гагат находили недалеко от Баулби.

Пленку с образца удаляли сначала железным или стальным зубилом, ручку которого отягощала свинчатка. Деревянным молотком при этом не пользовались, так как достаточно было движения только одной кисти. После этого кусок гагата раскалывали на несколько частей подходящего для обработки размера и формы. Это делалось либо зубилом на прочной деревянной подкладке, прикрепленной к передней стороне верстака, либо с помощью диска, установленного на токарном станке.

Поскольку гагат являлся дорогостоящим сырьем, его отходы на этой стадии обработки должны были быть минимальными, ибо даже небольшие осколки могли использоваться для изготовления бус. Затем отколотые куски обрабатывали (обтачивали острые углы) на шлифовальном круге диаметром 350 мм, изготовленном из крепкого песчаника. Во время этой операции гагат смачивали и плотно прижимали к поверхности круга.

Пройдя такую обработку, гагат попадал к мастеру, который уже выполнял резьбу, гравирование, инкрустацию или какой-либо другой вид художественной работы, необходимой для конкретного украшения. Для резьбы использовался довольно немудреный, изготовленный вручную инструмент, состоявший, к примеру, из обломка старого напильника или ножовки с рукояткой из патронной гильзы, обтянутой кожей или обмотанной тряпкой.

Такие инструменты имели неказистый вид, но чрезвычайно ценились и нередко переходили от отца к сыну. С помощью этого примитивного инструмента мастер мог воплощать свои дерзновенные замыслы, держа порою эскиз перед собой или сохраняя идею произведения в голове.

Следующая стадия обработки — полирование изделия на свинцовом круге для удаления зазубрин и зашлифовки вмятин, полученных на круге из песчаника. Броши, например, шлифовали на плоской шлифовальной доске. Образец обычно прижимали к свинцовому кругу плоской стороной. Свинцовый круг изготавливался следующим образом. Нужное количество свинца с небольшой примесью сурьмы и олова расплавляли на старой сковороде и наносили расплав на поверхность деревянного колеса. После застывания расплава круг устанавливали на токарном станке. При вращении круга резцом или куском стекла стачивали его свинцовый слой до толщины лезвия ножа.

Свинцовый круг увлажняли мелким «гнилым камнем» или триполи — тонкозернистой абразивной речной грязью кремово-белого цвета, которую привозили из Дербишира. «Гнилой камень» хранили на старинном оловянном подносе под колесом, над которым свисал щиток от брызг в виде ветхого лоскута материи. Все операции по резке образцов осуществляли кромкой свинцового колеса.

Когда требовалось просверлить образец, в токарный станок вставляли алмазное сверло или даже старую спицу от зонтика, которая больше подходила для этой цели. Просверливались только готовые изделия. Этот процесс считался тонкой операцией, поскольку, если кусок гагата растрескивался при обработке, вся работа оказывалась напрасной.

Завершающей стадией было полирование на последовательно расположенных кругах, называемых «досками». Только первая из них, изготовленная из свиной щетины, называлась «щеткой». Следующая, наклонная, доска изготавливалась кустарным способом. Она состояла из полосок шерстяной ткани шириной 25 мм, отрезанных обычно от старой одежды и плотно натянутых на деревянную сердцевину.

Помимо этих досок на начальной стадии полирования использовали «гнилой камень» и воду. Затем готовое изделие осторожно промывали водой и сушили в ящике с опилками.

Заключительный этап полирования выполнялся на ряде досок, обтянутых моржовой или дельфиньей шкуркой либо выделанной кожей. Применяли также круг, покрытый мягкой щеткой из чистого волоса. Полировали на этих досках смесью из губной помады и масла, которую называли «купорос». Она придавала изделиям красноватый оттенок. На коже мастеров также оставался аналогичного цвета след, поэтому их прозвали «красными демонами».

Купорос впоследствии был заменен смесью сажи, парафина и льняного масла, придававшей гагату черный бархатистый блеск. Наконец, последняя стадия полирования выполнялась на «лохматом круге» — обтянутом замшей с распушенными краями. Так завершалась работа художника—мастера по гагату.

Ныне женщины переняли у мастеров-мужчин умение нанизывать бусы на специальных столах. Они прикрепляют «спинки» к брошам и привязывают к ним ярлыки с указанием продажной цены. Крючки и застежки на брошах придумали мастера из Бирмингема. Почти всегда они делали их металлическими. Золото и серебро применяли редко и исключительно в качестве украшения на наиболее дорогих изделиях.

В крупных магазинах по продаже изделий из гагата можно было приобрести самые разнообразные украшения и предметы. Мастера, работавшие в одиночку, как правило, занимались определенным видом работ. Одни специализировались на вырезании, другие — на гравировке, третьи — на инкрустации.

Чаще мастера приобретали известность по своей специальности; так, некоторых называли «мэтр по фурнитуре» или «мэтр по камеям». Иные мастера занимались изготовлением единственного вида изделий. Например, Томас Росс был известен своими первоклассными перьевыми ручками, а Том Эллеуэлл — браслетами. К сожалению, сейчас мало кто помнит об этих мастерах, поскольку каких-либо письменных свидетельств не сохранилось.


Минералы и горные породы / Описание минерала Гагат
обсудить на форуме

Фотографии по теме


Посмотреть все фотографии Гагат




  • Моя коллекция
  • Добавить образец
  • Добавить месторождение
  • Предложить новость
  • Управление рассылкой
  • Профайл