Каталог Минералов
 

Гагатовый промысел в Уитби: Обучение ремеслу


Минералы и горные породы / Описание минерала Гагат
обсудить на форуме

В годы, относящиеся к середине прошлого века, не могло возникнуть и мысли о том, что торговля изделиями из гагата когда-либо придет в упадок. Спрос превышал возможности поставки сырья. Поскольку все изделия из гагата изготавливались опытными мастерами вручную, для увеличения их выпуска необходимо было организовать обучение новой смены учеников.

Однако это начинание не оправдало себя, так как для полного курса обучения требовалось около 7 лет (напомним, что на подготовку квалифицированного мастера по огранке бус из гагата на токарном станке уходило 5 лет).

Контракты на обучение ремеслу заключались чаще всего с мальчиками в возрасте 10 лет. Последним, с кем был заключен подобный контракт (его можно видеть в музее изделий из гагата в Уитби), был Дж.У. Баркер. Позднее, в 1920 г., он взял к себе учеником Джозефа Гурли Лита. Этот человек оказался последним подмастерьем по обработке гагата и последним мастером среди викторианских резчиков по гагату.

Он увлекся резьбой по камню в 15 лет и научился у Баркера мастерству резьбы, инкрустации и гравирования. Лит умер в 1958 г. в возрасте 50 лет, но его мастерская по обработке гагата сохранилась в Музее собора в Йорке.

В 1873 г. мальчикам-подмастерьям платили около 10 шилл. (50 пен.) в неделю. Малоквалифицированные мастера зарабатывали от 16 шилл. до 1 ф. ст. и 1 шил. (80 пен.— 1 ф. ст. и 5 пен.) в неделю, хотя лучшие резчики могли получать от 4 до 6 ф.ст. в неделю, что считалось весьма приличной заработной платой в то время. Условия работы были также неплохими. Трудовой день начинался в 6 час утра (с боем часов на Таун-Холл), один час уходил на ленч (второй завтрак), а оканчивали работу в 6 час вечера.

Работали только четыре дня в неделю — с понедельника до четверга. По воскресеньям мастера Уитби ходили в церковь и, как судачили о них, по пятницам и субботам собирались в кабачке «Джет-менс-армс», поскольку пыль, поднимавшаяся при обработке гагата, вызывала сильную жажду. Правда, мастера практически не болели, т.е. пыль, по-видимому, не создавала каких-либо проблем для дыхания (в отличие от пыли, содержащей двуокись кремния и вызывающей силикоз). Женщины выполняли черную неквалифицированную работу, сведения о ее оплате, к сожалению, отсутствуют.

По мере расширения художественного промысла все острее ощущалась необходимость в изготовлении более разнообразных изделий. Рабочих разделили на две группы. Малоквалифицированные их представители производили изделия, которые можно было назвать «массовой продукцией», например бусы, цепочки или небольшие кольца, составлявшие детали сережек. Для такой однообразной работы не требовалось особого умения.

Зато другая группа была представлена настоящими мастерами — художниками и скульпторами. Это они создавали бюсты и камеи, изображавшие известных людей, искусно вырезали из гагата подносы, ручки и вазы наивысшего качества — словом, те изделия, которые можно увидеть сегодня в музеях.

Некоторые из художников делали свои эскизы на бумаге, а затем другие мастера воплощали их замысел в гагате. Но даже этих художников обвиняли в недостатке оригинальных идей, поэтому в 1856 г. при местной вечерней школе был создан рисовальный класс.

Кроме того, через два года при Лондонском обществе искусств был учрежден Уитбинский институт народных искусств, науки и литературы. В 1863 г. открылась первая местная выставка изделий из гагата с учреждением приза в 14 ф.ст. Аналогичные выставки устраивались затем время от времени вплоть до 1883 г. Призы присуждались за изделия под такими названиями: «Комплект из броши, браслета и серег»; «Самая лучшая брошь розничной продажи от 10 шилл. (50 цент.) до 20 шилл. (1 ф. ст.)», «Бюст Принца Консорта» и т. д.

В 1873 г. общее вознаграждение уже составляло 120 ф.ст. Обладателями призов на выставке 1874 г. стали Е. X. Гринбури, Джон Спиди, Джордж Тисон и Джон Рей, а среди молодых мастеров (до 18 лет) — Мэтью Сноудон, Джозеф Фалкинридж и Джеймс Спиди. Изделия из гагата, выполненные многими из этих мастеров, широко представлены в музее Уитби.

Несмотря на несомненные художественные способности, многие мастера были неграмотными. Для тех художников, которые делали именные броши, в мастерской устанавливали большую доску с образцами различных имен. Мастера воспроизводили эти имена на изделиях из гагата, но не всегда успешно; так, имя Мейвис превратилось в Нейвис. При изготовлении составных браслетов их парные элементы обозначались точками или линиями. Бауэр писал в «Журнале общества искусств»: «Я видел мастеров—прекрасных художников в крупной мастерской в Уитби; они умели вырезать наиболее искусные монограммы, делать точные портреты, создавать прекрасный лиственный орнамент, но не могли написать собственное имя».

Изделия из гагата вырезались мастерами вручную, поэтому они никогда не были дешевыми. Бюст королевы Шотландии Марии Стюарт до сих пор сохраняет первоначальную цену, обозначенную на подставке. Купленный в 1873 г., он стоил 20 ф.ст. и 10 шилл. (20 ф.ст. 50 пен.), что могло составить годовую заработную плату для нескольких человек. Достаточно высокая стоимость украшений из гагата не позволяла им успешно конкурировать с более дешевыми имитациями.

Высокие цены на изделия из гагата, несомненно, явились одной из причин упадка художественного промысла к концу XIX века, но были, разумеется, и другие причины. Уже в 1877 г. в отчете, опубликованном в "Whitby Gazette", сообщалось о депрессии в торговле гагатовыми изделиями. В 1881 г. газета указывала, что число мастеров, занятых в промысле, снизилось до 600, а их средний заработок составил всего 1 ф. ст. в неделю. Это свидетельствовало о существенном снижении уровня заработной платы по сравнению с 4—6 ф.ст., которые мастера получали предыдущие 10 лет.

К 1884 г. их численность сократилась до 300, и эта тенденция сохранялась вплоть до 1921 г., когда было объявлено, что в промысле занято не более 40 человек, да и то неполный рабочий день. В этот год один из основных изготовителей изделий из гагата г-н Траттлес заявил, что он получал из Америки значительно больше заказов на бусы и браслеты, чем мог выполнить, потому что ему не хватало первосортного твердого гагата.

Печальный конец этой истории был поведан в 1980 г. престарелой дамой — потомком одной из семей резчиков по гагату. Она рассказала, что в конце концов г-н Траттлес настолько разочаровался в результатах торговли, что забрал все свои запасы гагатовых изделий в Вулуортсе и продал их по низким ценам.

Эта дама (семейную мастерскую которой можно еще увидеть у подножия каменной лестницы в аббатстве св. Хильды) помнила некоторых мастеров-резчиков прошлого века. Она рассказывала, например, о колоритном характере таких мастеров, как Питер Кампиан, у которого был кожаный ножной протез. Он специализировался на изготовлении змеевидных браслетов. Рассказывала об Альфе Бауроне, вырезавшем очень мелкие бусы, и о старике, крохотная мастерская которого находилась на самом верху (у 199 ступеньки аббатства).

Во времена расцвета художественного промысла мастерские по обработке гагата были разбросаны по разным городам. Мастерская Уильяма Райта находилась в Брайтоне. Несколько мастерских, где изготавливали украшения из гагата, размещались в Клеркенуэлле (Лондон).


Минералы и горные породы / Описание минерала Гагат
обсудить на форуме

Фотографии по теме


Посмотреть все фотографии Гагат




  • Моя коллекция
  • Добавить образец
  • Добавить месторождение
  • Предложить новость
  • Управление рассылкой
  • Профайл