Желтая смола использовалась греками как лак; она была романтически названа ими по имени златовласой королевы Береники. Янтарь в основном применяется для изготовления мундштуков курительных трубок, ожерелий и в меньшей степени ручек зонтов и некоторых художественных изделий. Благодаря таким его свойствам, как мягкость и вязкость, янтарь легко обрабатывается не раскалываясь, легко поддается полировке и довольно хорошо сохраняет ее. Производство янтаря концентрируется главным образом в Калининграде, Россия.
Балтийский янтарь украсил корону египетского фараона Тутанхамона, это один из самых первых драгоценных камней. Сведения о нем встречаются уже у Гомера в "Одиссее" (кстати, там он - единственный из всех конкретно названных самоцветов). Римский историк Тацит сообщает, что янтарь привозили "из страны германцев", им торговали финикийские купцы, называя его сахалом (каплями смолы). У ряда племен янтарь выполнял роль денег.
Во время Нерона в Древнем Риме уже господствовала янтарная мода. Из янтаря вытачивались различные предметы роскоши. Римский тиран посылал своих купцов на Север за балтийским янтарем; ценился он высоко не только за свою красоту, но и из-за его целебных и охранных свойств. Сам император предпочитал всем янтарям черный янтарь. По словам Плиния, маленькая фигурка из янтаря стоила дороже хорошего и здорового раба. Богатые римляне всегда носили с собой янтарные шарики, их терли руками, предполагая, что янтарь укрепляет силу. В Китае и Японии особо почитали янтарь вишневого цвета, напоминающего кровь дракона, его носили члены императорской семьи. Цвет и прозрачность были эталоном его стоимости. В Древнем Риме белый и восковой янтарь использовался только для курения фимиама, высоко же ценился прозрачный красноватый янтарь. В начале нашей эры дорожили в основном двумя его разновидностями: проваренным в меду и прозрачно-золотистым. В странах Востока высоко котировались прозрачно-желтые с зеленоватым оттенком и молочно-белые облачные янтари.
Янтари с застывшими в них насекомыми имели особую товарную ценность. В начале нашей эры за янтарь, содержавший муху, финикийские купцы платили 120 мечей и 60 кинжалов. В начале XIX века такие янтари были особенно модны во Франции и России.
Овидий в своих "Метаморфозах" передает красивый миф о Фаэтоне, "объясняющий" происхождение янтаря. Фаэтон, сын Феба, бога Солнца, и нимфы Климены упросил своего отца дать ему поуправлять солнечной колесницей, но сбился с пути, не смог справиться с лошадьми, слишком приблизился к земле - чудовищное пекло обрушилось на Землю, высохли реки от Дона до Рейна, образовались великие пустыни, почернели жители Эфиопии, загорелись леса, раскололись вершины гор. Разгневанный Юпитер молнией сбросил неудачного наездника на Землю. Мать и сестры, долго оплакивая погибшего, превратились в деревья, а с их ветвей продолжают падать в протекающую под ними реку Эридан (По) слезы, сразу же твердеющие на солнце и превращающиеся в янтарь. Так как это окаменевшие слезы Гелиад, дочерей Солнца, то поэтому минерал такой прозрачный, теплый и светлый, а когда горит, то просто божественно благоухает.
Янтарь - это камень здоровья, счастья и солнца, любовный амулет, способный привлечь к владельцу самоцвета объект его воздыханий. По психологическому влиянию цвета на человека оранжевый (янтарный) - цвет возбуждающий и экспансивный, веселящий и бодрящий, жизнерадостный и жаркий, но не интимный. Еще в дохристианский период наши предки считали, что в кусочках янтаря в небольших углублениях находят места обитания духи, и поэтому они очень высоко ценились. В древности в Италии были широко распространены янтарные изделия либо грушевидной формы, либо в виде головы барана или ракушек каури в качестве талисманов, обеспечивающих плодородие и удачную охоту. Особенно популярны были янтарные фигурки, изображающие фрукты, злаки и животных, как новогодние подарки. В средние века большим спросом пользовались янтарные четки и другие предметы религиозного культа; у патриарха Никона был янтарный посох. У греков подарить янтарь означало пожелать счастья. Это камень - носитель победы : он дарит победу в бою, поэтому большая часть янтарных изделий в захоронениях - боевые амулеты.